Чтение, КТ и молодежь
Чтение есть «единственная технология освоения письменной культуры, накопленной человечеством». Традиционно чтение было и остается основой развития, обучения и воспитания личности.
Центральной библиотекой проведено исследование «Читательское поведение студенчества в цифровой среде». В нем приняли участие студенты Зуевского техникума. Анкетный опрос показал, что традиционное чтение уступает свои позиции компьютеру (76% респондентов). Интернет ресурсы активно используются современной молодежью для получения информации за счет её доступности и оперативности извлечения. В основном используются поисковики: Yandex, Rambler, Google. Хочется предупредить, что предоставление информации ими не всегда полное и качественное. И предостеречь от дискомфорта, который присутствует при длительном контакте с экраном монитора (47%), от развития компьютерной зависимости (30%).
Значительная часть студентов (67,5%) относятся к чтению, как средству образования. Читательская деятельность в данном случае носит как бы принудительный характер, чтение считается трудным и требующим волевого напряжения. Заметим, что почти половина опрошенных (49 %) отмечают, что ими активно используются оба источника: книга и Интернет. Использовать только традиционную печатную информацию предпочитают 37% студентов, только электронную – 18%. Отвечая на вопрос «Если бы Вам предложили выбор между электронной и печатной книгой, что бы Вы выбрали?», 73% опрашиваемых отдали предпочтение печатной книге, электронной – 13%. В перспективе же 46% респондентов прогнозируют замену книги электронными ресурсами, 52% – не согласились с этим. Читательские предпочтения современной молодежи весьма разнообразны и включают в себя произведения отечественной и зарубежной классики, историческую и современную прозу, публицистику, фантастику и детективы. Несмотря на то, что основные источники информации используются практически равномерно: компьютер – 34% студентов, телевизор – 35%, книга – 35%, все-таки молодежь проводит за компьютером и телевизором в два раза больше времени, чем за чтением книг. 28% опрошенных отмечают свою нелюбовь к чтению, предпочитая проводить время за компьютерными играми, в чате.
В ходе анкетного опроса студенты ЗМТТ узнали, что Интернет содержит значительное количество открытых электронных библиотек разнообразного содержания – от научных до тех, которые мы можем назвать массовыми. Только 1% наших студентов пользуются электронными библиотеками. Молодежь в сетевом сообществе может найти рекомендации книг по интересам, обменяться мнениями, активно даёт оценку прочитанных произведений, использует Интернет для самопубликации. Т.е. они там пишут и читают. Следовательно, компьютерные технологии и коммуникации являются не только средством получения информации и проведения досуга, но и источником чтения. Мы рассматриваем этот факт как положительный, поскольку Интернет, в отличие от телевидения, является текстовой средой. Поэтому выявляется цель формирования читательской культуры и читательской компетенции в электронной среде.
Т. Шиляева, заведующая отделом ЦБ.
|