Муниципального казенного учреждения «Зуевская централизованная библиотечная система Зуевского района Кировской области»
Областной конкурс экологических гражданских инициатив «ЭкоГрИн Номинация конкурса «Экология в литературе» Эко – биологическая игра ВЕСЁЛЫЙ МУРАВЕЙНИКСоставила библиотекарь: Дубовских Светлана Николаевна
Цель: Пропаганда экологической культуры. Задачи:
Оборудование: 2 платка; мячи; гимнастические палки; жетоны; фишки; 2 ведерка; 2 ложки и 2 тенисных мячика. Место проведения: прибиблиотечная территория Дата проведения: 5 июня 2015 года Аудитория: дети 10-13 лет, 2 команды - всего 8человек Награждение: Грамоты и дипломы, изготовленные на компьютерах, оформленные по теме игры, призы и сувениры всем участникам. Игра проходит в два этапа. Первый этап – заочный, на котором дети получают краткую информацию по теме игры и домашнее задание: - придумать и найти в книгах загадки о явлениях природы, растениях и животных для загадывания их команде соперников в конкурсе “Аукцион загадок”; - Сочинить, проиллюстрировать и продемонстрировать аудитории историю, начатую с предложенной ситуации: “Представьте себе Муравьишку, который шел по лесной тропинке и увидел Гусеницу, только он приблизился к ней, как заметил, что его окружают муравьи из другого племени… Во втором этапе соревнуются две команды – “Рыжие муравьи” и “Черные муравьи”. Порядок конкурсных заданий:
- “Найди дорогу к дому”; - «Принеси воды»; -«Перенеси яйцо».
Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей среде, о том мире, в котором мы с вами живем, о воздухе, которым дышим, о воде, которую пьем, о земле, на которой мы обитаем. Много лет человек неразумно пользовался богатствами нашей планеты, забывая о том, что все мы – дети природы. Теперь мы понимаем свои ошибки и стараемся исправить их. Мы с малых лет учимся познавать природу, любить ее и оберегать, быть созидателями, а не губителями живого мира. Человек и природа – единое целое. Ведущий : Мы начинаем первый конкурс нашей игровой программы “Аукцион загадок”. Вам было дано домашнее задание – найти и придумать загадки о явлениях природы, растениях и животных. Сейчас команды будут по-очереди задавать их друг другу и отгадывать. Команда может совещаться, но ответ принимается только от одного игрока, и только по поднятой руке. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Команда, которая последней задаст загадку соперникам - получает дополнительный жетон. Победителем в игре станет та команда, которая больше наберет жетонов. Ведущий : Итак, начинаем “Аукцион загадок”! Загадки 1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной. 2.Хожу в пушистой шубе, 3.Он высокий и пятнистый, 4.Мордочка усатая, 5.Посмотри–ка, какая: 6.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж) 7.По Горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца) 8.Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь) 9.Маленькие ножки, 10.Хвост пушистый, мех золотистый, 11. Осенью в щель заберется, 12. Над цветком порхает, 13. Нос долог, голос тонок. 14. Сок из цветков она берет 15. На лугу живет скрипач 16. Голубой аэропланчик 17. Кто за печкою живет, 18. Не заботясь о погоде, 19. Я из крошки- бочки вылез, 20. Маленький мальчишка 21. На вербе с треском рвутся почки, 22. Вьется веревка, на конце головка. (Змея) 23. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) 24. Пушистая вата плывет куда - то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча) 25. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, луна) 26. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака) 27. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек) 28. Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала.(Река) 29. Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния) 30. В синей чаще алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце) 31. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой.(Небо) 32. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) 33. Над домом у дорожки висит пол- лепешки.(Месяц) 34. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег) Ведущий : Молодцы, ребята. Замечательно! Как вы уже догадались, наша сегодняшняя игра посвящена муравьям. Для наглядного примера представить литературу про этих трудолюбивых насекомых – муравьев. Муравьи - это насекомые, самая многочисленная группа животных. Слово “насекомое” происходит от слова “насечка”, “насекать”. Если внимательно рассмотреть брюшко этих животных, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова. Наконец, насекомых не зря называют “шестиногими”. У всех насекомых по 6 ног. Насекомые никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички, а из яичек появляются личинки. Яиц насекомые откладывают очень много, уцелеет из них только часть. Муравьи - животное хорошо организованные, трудолюбивые. Ведущий : Рабочие муравьи несут сухие веточки, стебельки, часто размеры добычи гораздо превышают размеры самих животных. Движение муравьёв идёт в определённом порядке, прямо как на улице большого города. Муравьиная тропа обязательно приведёт к муравейнику, высота которого нередко достигает метра. Он просто усыпан движущимися муравьями. Муравейник постоянно улучшается и совершенствуется. В муравейнике живет множество муравьев. Для питания им необходимо в день до 10 тысяч, в основном вредных для человека , насекомых. Они очень полезны. Жилище муравьев представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, глее размещаются яйца, личинки и куколки муравьев и живут взрослые особи, они исполняют различные обязанности: рабочие, солдаты, няньки и т.д. Путешествуя по муравьиным тропам в поисках добычи, муравьи уходят далеко от муравейника, но находят обратно дорогу, не сбиваясь с пути, в чем им помогает запах оставленных следов. Сейчас, ребята, я предлагаю вам почувствовать себя муравьями. Давайте устроим муравьиные бега.
ЭСТАФЕТЫ “Муравьиные бега” 1. Эстафета для капитанов команд. “Найди дорогу к дому в темном лесу” Капитанам завязывают глаза, они должны преодолеть расстояние, осложненное фишками, на голос команд. 2. Эстафета “Строительство муравейника”. Командам предлагается построить из скошеной травы муравейник за 2 мин. У кого будет больше и выше муравейник. 3. Эстафета “Передача груза” Конкурс на правильность и быстроту действий. Передать мяч над головой и между коленями. 4. Эстафета “Дружные муравьи” Перебегает с гимнастической палкой сначала капитан, затем прибавляются по одному игроку, которые преодолевают предложенное расстояние. Эстафета продолжается пока не перебежит вся команда. 5. Эстафета “Гусеница” Команда “паровозиком” перебегает расстояние, преодолевая препятствие и стараясь сделать это аккуратно, т.е. не задеть фишки. 6. Эстафета «Принеси воды» Первый участник берет ведерко, наполненное водой, бежит до финиша и обратно, передает ведерко следующему игроку. 7. Эстафета «Перенеси яйцо» Пронести в столовой ложке теннисный шарик, передать эстафету следующему.
Объявляется промежуточный итог. Командам предлагается занять свои места. Новое задание - кто быстрее отгадает кроссворд “Природа - наш общий дом”,
Кроссворд “Природа – наш общий дом” КТО НЕ ВМЕСТЕ С НАМИ ЖИВЕТ В НЕМ? Угадывайте: 1. На одной ноге стоит, 2. Под водой живет народ, 3. Хитрая плутовка 4. Спит в норе, а не в берлоге, 5. Кто зимой холодной, 6. Хозяин лесной 7. Заплелись густые травы, Ведущий: Настало время показать творческое домашнее задание. Вам была предложена ситуация: Бежит муравей по тропинке, видит гусеницу. Подходит к ней. И вдруг замечает муравей из другого племени… Ведущий : Сейчас хотелось бы услышать продолжение этой истории. Что же случилось с Муравьишкой? (Дети показывают творческое домашнее задание) Дубовских Валерия и Осташова Ксения Гусеница и муравей. Сказка Жил был муравей. Пошел, как-то муравей гулять и встретил гусеницу. “Как зовут тебя?”- спросил он. “Эриша”- ответила гусеница. “Давай с тобой дружить” - сказал муравей. И стали они вместе гулять. Им было очень весело вдвоём. Они громко смеялись. Но тут на их пути появились рыжие муравьи, это были не те муравьи, что жили в одном доме с нашим муравьём. Это были злые разбойники. Испугался муравей только не за себя, а за гусеницу ЭриПеренешу. Беги, а я их задержу. Только гусеница не хотела бросать друга в беде. Она решила позвать на подмогу братьев муравьёв. Она поползла в муравейник, где жил муравей и позвала братьев на подмогу. А храбрый муравей долго сражался с рыжими муравьями. Когда его силы были уже на исходе, его братья пришли ему на подмогу. Вот так стали дружить муравей и гусеница. Ведущий : А сейчас я предлагаю вам составить как можно больше слов из слова “МУРАВЕЙНИК” за 3 минуты. Время пошло! (Проводится конкурс). Ведущий : Давайте проверим – какие слова у вас получились, каждое правильно составленное слово, принесет команде жетон. (Подводятся итоги конкурса). Ведущий : Наша эколого-биологическая игра “Веселый муравейник” подошла к концу. Сегодня вы много нового узнали о таких интересных насекомых, как муравьи, даже сами побывали в их роли. Надеюсь, теперь, когда вы встретите в лесу муравейник, вы понаблюдаете за нашими добрыми друзьями – муравьями, которые приносят пользу человеку и живут дружной интересной семьей, которую мы с вами, ребята, будем оберегать. И будем оберегать и всю природу, весь окружающий нас мир, наш общий дом! Подведение итогов и награждение грамотами и призами. |