«Транссибирская магистраль: история и факты»
История Транссибирской магистрали началась более века назад. Решение о начале строительства Транссибирской магистрали принимал император Александр III. По его приказу, иностранные капиталы и помощь из-за границы не принимались: дорогу нужно было построить своими силами. Ее закончили за невероятные 12 лет, умудряясь самыми примитивными инструментами вроде пилы и топора, прокладывать по 600 км полотна в год.
Железная дорога протяженностью 9288 км, пересекающая самую большую страну на планете, проходит через 485 мостов, 87 городов, 16 рек, 8 часовых поясов, занимая 7 дней. Легендарная Транссибирская магистраль — самый длинный в мире железнодорожный маршрут, которому в 2022 году исполнилось 106 лет!
Её строительство было начато во Владивостоке в мае 1891 года в присутствии цесаревича Николая Александровича. К концу 1890-х годов эту часть железной дороги довели до Хабаровска. Несмотря на все холмы, болота, мерзлую землю, непроходимую тайгу, великолепные сибирские реки, которые пришлось пересекать, крупнейший железнодорожный проект страны был преодолен с использованием примитивной техники 19 века.
Во время строительства погибли тысячи людей, однако только за первое десятилетие (1891–1901) было проложено более 7000 км путей — ни одна другая железная дорога в истории не строилась так быстро! Проект был завершен в 1916 году, но потребовалось 74 года, чтобы электрифицировать всю Транссиб.
Дорога до сих пор входит в Книгу рекордов Гиннесса по трем параметрам: общая длина, количество станций и темпы строительства.
Транссиб – самое крупное в мире миссионерское явление, потому что строились вагоны-храмы и железнодорожные храмы. Вот такой вагон-церковь использовали для богослужений во время строительства Транссиба. Самыми дальними поездами Транссиба являются поезда Москва-Владивосток и Москва-Пекин. Самый «быстрый» поезд – «Россия», из Москвы до Владивостока. Он проходит Транссиб за 6 суток и 2 часа.
Первый железнодорожный мост через Енисей архитектора Вяземского стал единственным инженерным сооружением, наряду с Эйфелевой башней, удостоенным Гран-при и Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
Вообще, излишне говорить, что Транссибирская магистраль стала стержнем российской железнодорожной сети, а также новым вектором развития и процветания, значительно увеличив пассажиропоток и грузооборот. Регионы, обслуживаемые Транссибирской магистралью, обладают более чем 80% промышленного потенциала страны и основными природными ресурсами, включая нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и т.д.
Сегодня это современная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, обеспечивающая выход на сеть железных дорог Китая и Монголии.
К тому же путешествие по Транссибу — это настоящее приключение, даже отличный шанс увидеть буквально все стороны разнообразной и необъятной России.
О.М. Шатунова, заведующая сектором краеведения Центральной библиотеки
|