Вторник, 19.03.2024, 09:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Зуевская централизованная
библиотечная система Зуевского района Кировской области"

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 86
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Ваш ребёнок и его права

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 

ВАШ РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА: ЗАКОН И МОРАЛЬ

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ, КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

ЮРИСТА А.Н. ТАРАСЕНКОВОЙ

 

Тарасенкова А.Н., юрист.

Предисловие

 

В нашем обществе даже мысль о том, что ребенок может иметь свое мнение, а уж тем более права, вызывает резкое неприятие. Многие считают, что у ребенка есть лишь одно право - молчать и подчиняться старшим. Любая попытка заговорить о правах ребенка вообще и о правовом просвещении детей в частности вызывает как минимум непонимание, как максимум - протест. Звучат, например, обвинения в подрыве независимости семьи, в посягательстве на право родителей самостоятельно решать вопросы семейной жизни, в разрушении традиционной семьи.

На мой взгляд, необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Что до опасений насчет того, что дети начнут "засуживать" своих родителей, если узнают о своих правах, отмечу следующее. В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены кем-то - государством или родителями. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие - это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

И очень важное правило, о котором постоянно забывают: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому. Эта аксиома и гарантия выживания человечества сформулирована и закреплена в ст. 4 Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции 26.08.1789. Данный принцип - осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц - воспроизводится и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

Так что права - это не возможность делать что угодно. Это мера дозволенного осознанного поведения. Право реализуется путем не только совершения действия, но и воздержания от него.

Это тот минимум, знать и, главное, осознать который следует каждому - и ребенку, и тому, кто считает себя взрослым.

 

Глава 1. ГДЕ ГОВОРИТСЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА?

 

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Продолжение читайте в КонсультантПлюс.

 

Пушкинская карта
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Архив записей
2023
НЭБ
ОМСу
Госуслуги

Copyright MyCorp © 2024
uCoz